Н., Федусенко А.А., Волошина Н.Н., Кметь И.А.

Введение. Герминогенные опухоли – группа новообразований, происходящих из зародышевых клеток яичника. К ним относятся тератомы (ТР) и дисгерминомы (самые злокачественные опухоли, выявляемые при беременности). ТР в зависимости от степени дифференциации тканевых элементов подразделяются на зрелые (доброкачественные – дермоидные кисты и зрелые монодермальные) и незрелые (злокачественные), встречающиеся в соотношении 100:1. Незрелые ТР составляют примерно 10-20% от общего числа злокачественных новообразований яичников (ЯИ) у женщин моложе 20 лет. Зрелые ТР составляют около 25% доброкачественных опухолей ЯИ, состоят из тканей как минимум двух из трёх зародышевых листков: эктодермы, мезодермы и эндодермы. По данным литературы в них можно обнаружить волосы, зубы, жировую, хрящевую и костную ткань, нейроглию, ткань щитовидной железы и кишечной трубки. Размеры ТР колеблются от 10 до 350 мм. Выраженный морфологический полиморфизм ТР ведёт к разнообразным вариантам ультразвукового изображения данной патологии.

Цель работы: уточнение возможностей ультразвуковой диагностики (УЗД; В-режим, допплерография) в диагностике герминогенных опухолей ЯИ, в частности зрелых ТР.

Материалы и методы. Проанализированы результаты комплексной УЗД 30 пациенток с ТР ЯИ, обследованных с 2008 по 2016 г. Из них: 26 пациенток, у которых при первичном УЗ скрининге органов малого таза были выявлены дермоидные кисты ЯИ, протекающие бессимптомно; 3 пациентки, направленные для уточнения природы объемного образования больших размеров в полости таза с распространением в брюшную полость; 1 пациентка во время беременности 26 недель. Все выявленные случаи имели гистологическую верификацию после оперативного лечения.

Результаты. Среди обследуемых женщин в возрасте 18-55 лет во всех 100% случаев опухоли были односторонней локализации. Внутренняя структура образований отличалась большим разнообразием. Чаще всего встречалась кистозная форма ТР (10 пациенток – 34%). Кистомы были представлены гетерогенным кистоподобным образованием, в котором на фоне жидкостного компонента и/или жировой ткани визуализировались множественные гиперэхогенные линейные эхо-сигналы, представляющие собой волосы. В полости образования, как правило пристеночно, в 16 случаях (54%) определялся солитарный, гиперэхогенный, плотный очаг округлой формы, небольших размеров (5-55 мм), с ровными контурами и однородной эхо-структурой. Данный очаг представлял собой дермоидный бугорок с характерной акустической тенью (узелок-протуберанец Рокитанского).

У 5 пациенток (17%) зрелая ТР на эхограмме имела вид округлого гиперэхогенного очага с неровными и четкими контурами (скопления жира), расположенного в структуре увеличенного или неувеличенного яичника. У 4-х пациенток (14%) ТР имели полностью эхо-позитивное (средней эхогенности ) образование с размытыми контурами, сливающееся с окружающими тканями («опухоли-невидимки»). Все женщины в течении последних 2-3 лет осматривались врачами УЗД, но опухоль не была диагностирована. У 11-ти пациенток (37%) опухоль имела гетерогенное внутреннее строение: кистозный (гипоэхогенный) и жировой (гиперэхогенный) компоненты с уровнем расслоения жир/жидкость. На этом фоне интранодально определялись эхо-позитивные линейные и округлые структуры (кости, пучки волос…) с акустической тенью. В кистомах полностью содержащих жир отмечалось затухание УЗ, затрудняющее визуализацию органов и тканей расположенных дистальнее очага. При исследовании в режиме цветового допплеровского картирования и допплерометрии большинство зрелых ТР (26 случаев, 87%) были аваскулярными. В редких случаях (4 пациентки, 14%) визуализировались единичные локусы васкуляризации в стенке кисты, индекс резистентности находился в пределах обычных значений (RI 0,61-0,65).

Выводы. УЗД с допплерометрией – метод первой линии в диагностике объемных образований органов малого таза, способна решать большинство диагностических задач у больных со зрелыми ТР яичников. В связи с тем, что ТР довольно часто располагаются выше дна матки, для их выявления следует в обязательном порядке проводить УЗ-исследование трансвагинальным и трансабдоминальным акустическими доступами. В сомнительных и неоднозначных случаях в качестве уточняющего визуализационного диагностического метода целесообразно использование МРТ (метод второй линии). При невозможности использования МРТ, в качестве метода третьей линии может использоваться рентгеновская мультидетекторная компьютерная томография.

 

Источник